Работаем работу лучше. Что такое поведенческие стили и как с ними дружить.

Введение

По работе мне часто приходится обучать молодых специалистов (как у партнеров, так и у нас внутри) методикам продаж, ведению презентаций, эффективной работе в команде, переговорам и т.д. Это так называемые «софт» (или сейчас модное слово «SMART») навыки специалиста, которые на самом деле, так или иначе, связаны с тем, как хорошо человек умеет взаимодействовать с другими: говорить, продавать, работать с другими, проводить презентации и другие навыки коммуникаций. Если более глубоко посмотреть на современного специалиста в области ИТ – то, на данный момент, помимо компетентности в технологиях, все более и более важным становится навык коммуникаций. Поэтому развитие «SMART» навыков, очень важно для любого, кто хочет развиваться в данной области.

Данная статья – первая из серии статей, посвященных данной тематике. Сейчас я хочу затронуть тему, каким образом мы взаимодействуем с коллегами в команде и каким образом это взаимодействие можно сделать эффективнее. Статья посвящена так называемым «поведенческим стилям» людей, которые присущи нам в жизни. Сразу скажу, что я не являюсь первооткрывателем и, думаю, Вы найдете много различных статей на эту тему с использованием похожих терминов и идей. Однако я попытался объединить тот опыт, который дается у нас в качестве тренингов, учитывая международную специфику, и тот опыт, который у меня накопился за время работы в различных командах, где я использовал данную методику (внутри моей команды, управляя виртуальными командами у партнеров, вводя в курс новых бойцов и т.д. J)

Идея в том, что у каждого человека можно выделить два основных поведенческих стиля: один – доминирующий, второй – второстепенный (дополняющий). В целом, каждый в жизни придерживается этих основных поведенческих стилей, однако, в зависимости от окружающей обстановки стили могут меняться (например, Вы сменили работу, или кардинальным образом поменяли что – то в жизни и т.д.).

Поэтому, чтобы научиться лучше и эффективнее работать в команде, важно пройти по дороге, состоящей из трех основных этапов:1blog

  • Нужно понять СЕБЯ. Понять свои основные стили.
  • Понять ДРУГИХ. Научиться определять стили других людей.
  • Научиться ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с другими стилями, особенно с противоположными Вашим.

Итак, какие поведенческие стили бывают.

Можно выделить две основные черты поведения каждого из нас:

  • Настойчивость. Крайняя левая точка – это человек настойчивый с точки зрения вопросов, он любит все время задавать вопросы, любит обладать максимальным количеством информации. Крайняя правая точка данной черты – это человек настойчивый с точки зрения разговоров. Т.е. он склонен больше говорить, чем задавать вопросы.
  • Отзывчивость. Отзывчивость человека по отношению к другим и по отношению к задачам, которые ему ставятся. С одной стороны – это человек, который является хорошим исполнителем и четко контролирует задачи, т.е. ориентирован на задачу, на контроль, на результат. С другой стороны – это человек, который ориентирован на отношения, на людей. Т.е. для него важны скорее люди, с которыми он работает, отношения с коллективом, чем результативность и успешность задач, которые ему поставлены.

Если взять за первую ось – настойчивость, за вторую ось – отзывчивость, получим следующую картинку:

clip_image004

Таким образом, получаем 4 основных поведенческих стиля:

  • «Зеленые». Аналитики. Люди, которые делают свою работу тщательно и основательно, часто задают самые сложные вопросы, супер-специалисты в своем деле, всегда все разложено «по полочкам» и обожают сам процесс работы. Однако, есть обратная сторона, заключающаяся в том, что уходя с головой в работу/задачу, могут поздно сообщить о том, что не справляются с ней, могут затягивать сроки, и из-за высоких стандартов качества и осторожности всегда будут относиться ко всему скептически.
  • «Красные». «Драйверы» (трудно подобрать подходящее русское слово J). Люди, которые всегда ориентированы на быстрый, достаточно качественный результат. Они обычно сами контролируют процесс выполнения задачи (либо делают сами) и потеря контроля для них – стресс. Обратная сторона, они готовы на все, чтобы добиться своей цели – они «подминают мир» под себя, т.е. попросту могут пойти «по головам» если потребуется, готовы излишне рисковать и работать независимо от команды.
  • «Желтые». Эмоциональные. Это веселые, энергичные «колобки» в команде, которые шутят, веселятся, обожают внимание и всегда готовы эмоционально работать на публику. Т.е. они максимально открыты, энергичны и для них очень важны отношения/внимание окружающих их людей. Однако, из-за высокой степени эмоциональности, в работе могут упускать (и не любят) детали, всегда готовы начать дело, однако без контроля редко доводят дело до конца и из-за жажды к разговорам, часто могут увести беседу «вникуда».
  • «Синие». Дружелюбные. Это люди, которые создают хорошую позитивную атмосферу в любом коллективе, всегда готовые помочь и всегда заботящиеся об остальных. Они приветливые, расслабленные, всегда готовы поддержать любое начинание (если оно не сильно изменит их стиль работы). С другой стороны, они принимают решения очень осторожно, что может тормозить их развитие, зачастую избегают критики и не готовы идти на конфликты.

Каждый из нас, в той или иной степени, сочетает в себе каждый из этих стилей, однако в данный период жизни всегда ярко выражены два из них, причем практически невозможно, чтобы сочетались противоположные по диагонали стили. Еще важный момент, что стили также могут быть разные в зависимости от ситуации, например, на работе Вы «красно-желтые», а дома/в семье – «желто-синие».

Отмечу, что, вообще стилей гораздо больше, и существуют определения для всех сочетаний, однако я не вижу смысла усложнять теорию. На мой взгляд, для понимания концепции достаточно знать эти 4 основных стиля. Также, в других материалах Вы можете встретить вариации определения стилей, но схожие с приведенными мной, это нормально, поскольку есть много теории относительно стилей. Я стараюсь придерживаться принципа «кратко и понятно».

Небольшое упражнение. Какого стиля ВЫ?

Постарайтесь определить Ваши два основных стиля в работе. Для этого можно использовать приведенные в файле индикаторы.

Характеристики поведенческих стилей

Владея данной теорией, можно вывести определенные присущие стилю типовые характеристики, с помощью которых Вы сможете определить стиль другого человека. Приведу некоторые примеры:

Аналитики:

  • Не любят быстрых изменений
  • Аккуратные
  • Сфокусированы на задачах – процессе и деталях
  • Высокие стандарты качества
«Драйверы»:

  • Четкий и ясный результат
  • Меняют мир под себя
  • Сфокусированы на задачах – на скорости выполнения и результате
  • Контроль и управление
Дружелюбные:

  • Важны отношения с людьми
  • Честность и уважение
  • Собственную работу оценивают по отношению к себе
  • Поддерживающие
  • Верные, приятные
Эмоциональные:

  • Любят всеобщее признание и внимание
  • Управляемы отношениями и эмоциями
  • Любят участвовать во всех начинаниях, но не доводят их до конца
  • Любят, когда о них знают и говорят

Очевидно, что характеристик больше, однако это уже другая история, которую лучше освещать очно на тренинге Улыбка

Взаимодействие

Когда вы понимаете ВАШ стиль и стили вашего окружения, вы, при желании Улыбка, можете лучше взаимодействовать с окружением. Данный процесс называется адаптацией к другому стилю.

По факту, адаптация – это намеренное изменение своего поведения в соответствии с тем стилем, с которым вы взаимодействуете в данный момент, с целью достижения максимального эффекта и максимальной продуктивности в работе.

При адаптации бывает несколько ситуаций, рассмотрим типовые из них:

  • Стиль, к которому Вам нужно адаптироваться, соседний (смежный) к Вашему стилю.
    В данном случае адаптация будет не очень сложна, и, с большой вероятностью, Вы сможете достаточно эффективно взаимодействовать. Пример, «красный» с «зеленым» стилем. Красный ставит и контролирует задачи, при этом адаптируется, чтобы более четко (предоставив максимум информации) поставить задачу. Зеленый качественно выполняет и при этом адаптируется, допуская этот контроль со стороны красного.
  • Стиль, к которому Вам нужно адаптироваться, противоположный Вашему стилю.
    В таком варианте, очень важно, чтобы адаптация шла с двух сторон, иначе будет очень сложно договориться. Пример, «красный» и «синий» стили. Один все контролирует и быстро решает задачи, другой не любит никаких изменений и не готов к такому темпу. Поэтому, здесь «красный» должен более «мягко» подходить к постановке и контролю задач. «Синий» наоборот более четко и ясно аргументировать свои желания и не замыкаться при «агрессивном» поведении «красного».
  • Бывают также ситуации, когда в команде все строго одного стиля. В целом, действовать нужно, как и в других ситуациях – помнить о своих возможных недостатках и проявлять свойственные другим стилям характеристики – для достижения максимальной продуктивности в команде.
    Таким образом, с помощью несложной теории можно достаточно неплохо увеличить продуктивность Вашей работы в команде. С другой стороны, если Вы хотите более качественно подходить к постановке задач, то данная теория будет также крайне полезна. Можно вывести несложную формулу успешности выполнения задачи:

<Четкость постановки задачи> + <квалификация человека> + <понимание теории> = <качественно выполненная работа>

На этом все. Это моя первая статья из серии про SMART навыки. И не забываем, что это всего лишь теория, чтобы она заработала надо ее активно использовать. Спасибо!

Метки:: , ,

Ваш отзыв