Как превратить бизнес-данные в знания. Инструменты бизнес-аналитики на платформе Microsoft

Что такое бизнес-аналитика?

В любой компании так или иначе существует достаточно много различных бизнес-данных, которые со временем только растут (причем, с очень большой скоростью). Очень важный вопрос как раз состоит в том – как правильно эти накопленные знания анализировать и принимать на их основе правильные бизнес-решения.Поэтому,

Business Intelligence (BI) – это широкий набор технологий и приложений для сбора, хранения и анализа данных, помогающий корпоративным пользователям в принятии решений на основе этой информации. BI-приложения включают в себя инструменты для решения задач отчетности, анализа данных, статистического анализа, прогнозирования, планирования, поиска скрытых закономерностей и многого другого.

BI используется для понимания текущего состояния бизнеса и направлений его движения, совместной работы пользователей над анализом информации, сокращения времени принятия решений.

Таким образом, получаем, что:

Бизнес-аналитика – это инструмент, с помощью которого можно принимать правильные (а, может, и не очень) бизнес-решения. (wiki)

Этапы бизнес-аналитики в компании:

Жизненный цикл бизнес-аналитики в компании обычно состоит из трех важных частей (циклически замкнутых):

  • Планирование. На первом этапе в компании планируются стратегические цели, количественные показатели, в общем, все то, чего хочет достичь компания за предстоящий финансовый период.
  • Мониторинг. Этот этап один из самых длительных, в течение которого происходит мониторинг того, что происходит в компании, т.е. осуществляется просмотр фактических данных, от тех которые мы запланировали на первом этапе. Если коротко охарактеризовать те вопросы, которые задаются, то это будут: “Что происходит?”, “Что произошло?”
  • Анализ. И на последнем этапе компания анализирует то, что произошло, делает выводы (почему так, чего можно избежать).

Далее, после подведения итогов на этапе анализа, снова переходим к этапу планирования, корректируем цели, если необходимо.

bi2

Сценарии бизнес-аналитики от Microsoft

При этом выделяется 3 сценария бизнес-аналитики:

1. Индивидуальный (персональный) сценарий. Предназначен для помощи конечным пользователям в их каждодневной и самостоятельной работе, когда им не нужно взаимодействовать с другими сотрудниками. Типичная задача персонального BI – менеджер по продажам анализирует результаты своей текущей работы за неделю.

2. Коллективный сценарий. Включает в себя средства для обмена информацией между сотрудниками в рамках подразделения. Например, отдел продаж анализирует итоги своей работы за последний месяц, при этом идет сравнение результатов по продуктовым сегментам или по отдельным сотрудникам. Основным ограничением этого способа организации BI является то, что информация предоставляется и изменяется всеми пользователями, поэтому в таких условиях сложно гарантировать полную достоверность и непротиворечивость данных. Например, руководитель каждого отдела может разработать свой набор отчетов и показателей, которые не всегда могут быть однозначно сопоставлены с данными, приходящими из других отделов.

3. Корпоративный. На корпоративном уровне, когда речь идет о принятии стратегических решений, достоверность информации выходит на первый план (пусть даже в ущерб оперативности обновления). Потребителями такой информации являются, в основном, члены совета директоров, акционеры, внешние контролирующие органы. Для корпоративного BI важен четкий набор общепринятых в компании показателей, алгоритмов их расчета и методов интерпретации результатов.

Платформа “Microsoft Business Intelligence”

В развитии собственных решений для бизнес-анализа Microsoft придерживается стратегии «BI для всех». Это означает, что любой бизнес-пользователь и ИТ-специалист найдет среди продуктов Microsoft тот набор инструментов, который позволит ему решить текущие задачи.

Одной из основных проблем при внедрении крупной автоматизированной системы, в том числе BI-системы, является сложность принятия ее конечными пользователями, которые не хотят осваивать новые интерфейсы. Поэтому Microsoft не разрабатывает специализированных инструментов для бизнес-анализа, и весь функционал BI сосредотачивает в приложениях Microsoft Office, привычных большинству бизнес-пользователей. С каждой версией пакет Microsoft Office обогащается дополнительными возможностями для бизнес-анализа и отображения полученных результатов. Кроме того, выпускаются дополнительные модули (add-ons), которые позволяют еще более расширить функционал приложений.

Майкрософт предлагает платформу бизнес-аналитики, состоящую из трех блоков:

  1. SQL Server 2008 R2, который покрывает все задачи, связанные с инфраструктурой данных для BI-системы, такие как:
    1. Интеграция и сбор данных из различных источников, их очистка и загрузка в хранилище через механизмы ETL (SQL Server Integration Services)
    2. Обеспечение хранения данных в реляционной форме и поддержание связанных с этим процедур безопасности, надежности, производительности и т.п. (SQL Server Database Engine)
    3. Организация витрин данных и построение аналитических OLAP-моделей (SQL Server Analysis services)
    4. Построение фиксированной отчетности и визуализация аналитических данных (SQL Server Reporting Services)
  2. SharePoint Server 2010, который предоставляет механизмы для совместной работы, публикации и доставки отчетности, а также для визуализации результатов через различные сервисы
  3. Microsoft Office Excel 2010 и Microsoft Visio 2010, которые являются основными инструментами конечного пользователя для работы с персональной аналитикой, с понятным пользовательским интерфейсом и гибкими возможностями по персонализации получаемой отчетности и по работе с даннымиbi1

Преимущества бизнес-аналитики, которые получают наши клиенты:

Поэтому система бизнес-аналитики предоставляет оперативный мониторинг деятельности компании, используя хорошо знакомые инструменты Microsoft:

  • Составлять детализированные, оперативные отчеты о деятельности компании
  • В наглядной форме анализировать большие объемы информации, эффективно прогнозировать, планировать и принимать верные бизнес-решения
  • Внедрять системы поощрения сотрудников по результатам работы
  • Видеть и анализировать результаты работы компании в оперативном режиме
  • Компания получает единую версию правдивых бизнес-данных
  • Сотрудники компании получают возможность анализировать свою работу в знакомом интерфейсе (Excel)

Все эти возможности позволяют принимать обоснованные стратегические решения, видеть результаты работы каждого сотрудника и компании в целом, а также сокращают время на подготовку и анализ отчетов.

Основные этапы внедрения бизнес-аналитики

Любое ИТ внедрение бизнес-аналитики сопровождается 3 этапами. Данные для бизнес-анализа поступают в BI-систему из различных внешних источников: ERP и CRM систем, приложений для биллинга. Также могут использоваться неструктурированные данные из электронных таблиц и текстовых файлов, (в которых записи, например, ограничиваются заданными символами-разделителями), либо обмен данными может осуществляться с помощью web-сервисов (например, биржевые данные от Bloomberg). Все эти данные аккумулируются в хранилище данных (Data Warehouse, DWH).

Чтобы данные из всех этих разрозненных источников можно было сопоставлять между собой и оперировать ими в рамках единого информационного пространства, необходимо выполнить над ними ряд преобразований – извлечь данные из внешних систем (Extract), трансформировать их к единому виду (Transform) и загрузить уже прошедшие первичную обработку данные в хранилище данных (Load). Эти три последовательных процесса Extract-Transform-Load объединены в общий класс так называемых ETL-алгоритмов, которые являются важной и неотъемлемой частью BI-системы. Таким образом, мы получаем первый этап – построение хранилища. Зачастую, собрать данные воедино сложно, поскольку:

  • Данные находятся в различных системах в разном формате
  • Данные тяжело вытащить из этих приложений
  • Данных попросту нет, они находятся зачастую в головах сотрудников

Как правило, для бизнес-анализа нужны не все детализированные записи по каждой произведенной операции, находящиеся в хранилище, а агрегированные данные (например, суммарные продажи товаров по категориям и по регионам). Поэтому для ускорения процессов обработки запросов к данным над хранилищем строятся OLAP-кубы (On-Line Analythical Processing) и витрины данных (Datamarts). Они хранят данные, уже просуммированные по определенным показателям и в определенных разрезах, и построены так, чтобы охватывать заданную предметную область (например, продажи или управление персоналом и т.п.).

При этом одни и те же данные могут содержаться в системе в разных вариантах или под разными углами зрения – например, продажи по регионам без учета заказчиков и, наоборот, продажи в разрезе заказчиков, но без учета регионов. Таким образом, для выполнения запроса пользователя будет выбран наиболее подходящий для данной задачи OLAP-куб, что позволит значительно повысить производительность обработки, поскольку данные в этом кубе будут уже сразу представлены в необходимом пользователю виде. Далее, на основе аналитических данных мы строим необходимые для компании отчеты. Данный этап обычно называется этапом построения отчетности.

Управление отчетностью. На этом этапе нам важно, чтобы все отчеты были всегда релевантны бизнес-процессам компании, чтобы всегда были правильно настроены права доступа к этим отчетам, и удобство/скорость работы с ними было на должном уровне.

bi3

Веб-каст

И как всегда, прилагаю Вашему вниманию быстрый обзор (за 10 минут) бизнес-аналитики в веб-касте.

Ссылки в тему:

  1. Microsoft BI – http://www.microsoft.com/BI/
  2. MSDN Blogs > PerformancePoint Services - http://blogs.msdn.com/b/performancepoint/
  3. Блог Ивана Косякова ,посвященный Microsoft Business Intelligence – http://microsoftbi.ru/
  4. Блог Максима Войцеховского – http://proit.voytsekhovsky.ru/

Метки:: , , ,

Ваш отзыв